Трагедия первой половины 20 века коснулась судеб очень и очень многих граждан страны, попавших в жернова массовых арестов, выселений, расстрелов.
Трагедия ломала судьбы не только самих репрессированных, гонениям и притеснениям подвергались члены их семей. "Дочь" или "сын врага народа" становились несмываемым клеймом для детей репрессированных. Всего с 1937- 40 годы были осуждены почти 1,5 млн. человек, 682 тыс. из которых расстреляны.
Массовые репрессии проводились и после войны, вплоть до 1953 года. А если посмотреть только по сохранившимся документам в период с 1921 по 1953 год были репрессированы 4 млн. 60 тыс. человек, в том числе 799 455 приговорены к расстрелу, а сколько еще не установлено имен репрессированных, это до сих пор неизвестно.
Так кто же такой, этот «враг народа»
«Врагом народа» назывался человек, обвиняемый в «антисоветской деятельности» – нелояльности по отношению к советской власти, «контрреволюционных действиях» (например, противоправительственной агитации), шпионаже или вредительстве (причинению ущерба советской экономике и государству). Термин «враг народа» применялся в СССР с 1917 года.
Официально же термин был закреплен Конституцией СССР 1936 года. В Статье 131 часть 2, говорилось: «Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа».
Наказание за «антисоветскую деятельность» определялось 58-ой статьей Уголовного кодекса РСФСР. Осужденные по статье 58, назывались «политическими», но по этой же статье были и другие обычные преступники («уголовники», «бытовики»).
Самой массовой мерой наказания по 58-ой статье был расстрел с конфискацией всего имущества или лишение свободы на срок от 10 лет и выше с конфискацией всего имущества. Те осужденные, которым удавалось избежать расстрела, отбывали наказание в исправительно-трудовых лагерях ГУЛАГа. Родственники «врагов народа» также подвергались репрессиям.
История ГУЛАГа.
ГУЛаг, - Главное управление исправительно-трудовых лагерей) — подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами заключения и содержания в 1930—1960 годах.
Несмотря на распространённое мнение о роли ГУЛага в советской экономике, на самом деле на его долю приходилось освоение около 10 % капиталовложений в капитальном строительстве всей страны. В некоторых отраслях значение ГУЛага было значительно больше: в добыче угля, металлов, руды, в том числе золота и урана, алмазов, кобальта, апатитов. На них приходилось 15 % работ на лесоповале и значительная доля работ на гидротехническом и дорожном строительстве. В решающий период реализации атомного проекта (1947—1948) основной объём капстроительства на этих объектах также осваивался силами ГУЛага.
Заключёнными ГУЛага в 1930—1950-х годах велось строительство ряда крупных промышленных и транспортных объектов:
- каналов (Беломорско-Балтийский каналимени Сталина, канал имени Москвы, Волго-Донской канал имени Ленина);
- металлургических предприятий (НГМКи Нижнетагильский МК и др.); несколько объектов советской ядерной программы;
- ряда железных дорог и автомобильных дорог. (Трансполярной магистрали, Кольской железной дороги, тоннеля на Сахалин, Караганда — Моинты — Балхаш, Северной железной дороги, Печорской магистрали, вторых путей Сибирской магистрали, Тайшет — Лена (начало БАМа) и др.)
- несколько советских городов были основаны и строились учреждениями ГУЛага (Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Воркута, Печора, Находка, Ангарск).
Труд заключённых использовался также в сельском хозяйстве, в добывающих отраслях и на лесозаготовках.
11 июля 1929 Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «Об использовании труда уголовно-заключённых», по которому содержание всех осуждённых на срок 3 года и больше передавалось в ОГПУ.
С 1 октября 1930 года УЛаг ОГПУ преобразовано в Главное Управление исправительно-трудовых лагерей ОГПУ (ГУЛаг).
Начальный этап
27 июня 1929 года Политбюро начало создавать самостоятельную систему лагерей, которые должны были заменить существующие тюрьмы по всей стране. Они должны были принимать заключённых, приговорённых к заключению на срок свыше трёх лет.
Начался массовый арест неугодных партии людей.
Уже на 1 января 1939 года в лагерях, колониях и тюрьмах ГУЛага содержалось почти 1 990 000 заключённых. В исправительно-трудовых лагерях содержались 1 290 тыс. человек (в том числе 107 тысяч женщин и около 440 тысяч человек осуждённых только за контрреволюционную деятельность).
На январь 1941 года в лагерях, колониях и тюрьмах СССР содержалось около 2,9 млн. человек, а ещё 930 тысяч человек находились в ссылке.
на 1 июля 1944 года в лагерях и колониях осталось 1,2 млн. заключённых. Сильно изменился демографический состав заключённых: возросла доля женщин. Так, доля женщин-заключённых увеличилась с 7 % до 26 %.
В 1941—1944 годах в лагерях и колониях ГУЛага было арестовано около 148 тысяч человек по обвинению в преступной деятельности и 10 087 заключённых приговорены к смертной казни.
После окончания Великой Отечественной войны в ГУЛаг попали заключённые из стран Восточной и Центральной Европы, а также из Австрии и советской оккупационной зоны.
Каждому заключенному присваивали концлагерный номер с нашитым на шапке или на груди фуфайки.
Кроме мужского населения в ГУЛАГах находились женщины и несовершеннолетние дети, которые как и их родители отбывали свой срок, кто "по малолетке", а кто, как "враги народа".
Женщины в ГУЛаге
В ГУЛагах женщинам был выделен отдельный изолятор начиная с 1939 года. Как известно, женщина в СССР была уравнена в правах с мужчинами, и поэтому их точно также бросали в лагеря и привлекали к самым тяжёлым работам.
Сколько женщин и детей на этих работах погибли, остались инвалидами — не считал никто... "
Погибшим заключённым сталинских концлагерей, тем кому "повезло" — после смерти ставили табличку с личным концлагерным номером.
Советская власть как бы говорила, что навсегда отняла у человека его имя, полученное при рождении, и даже после смерти он будет лежать под лагерным номером. Тех же, кому повезло меньше — просто сваливали в общие могилы без всяких надписей... Подсчитать точное число всех пострадавших от тоталитарного режима невозможно.
Пусть никогда не будет больше жертв,
И покаяние в России совершится,
Свободная Россия без оков
Пусть к правде, справедливости стремится…
Эти строчки поэтессы Инессы Леонтьевны Абрашневой из семьи бывших врагов народа.
А полностью ее покаяние можно будет прочитать вот по этой ссылке: https://prazdnikson.ru/stihi-pamyati-zhertv-politicheskih-repressiy